!DOCTYPE HTML> Техническое задание на разработку сайта | ТЗ создание сайта | ТЗ на сайт

Все разделы сайта DANILIDI.RU


ТЗ на создание сайта

Техническое задание на разработку сайта

Как правильно составить техническое задание на разработку сайта? Тема достаточно обширная, и в рамках одной статьи ее сложно разобрать на все 100% (если вообще это возможно).

Но общие положения, то, что нужно учесть и на что следует обратить особое внимание при составлении ТЗ, будет достаточно подробно изложено в данной статье.

 

Как написать ТЗ на разработку сайта

Техническое задание составляется для разработчика сайта. На ТЗ нужно ссылаться при составлении договора между заказчиком и исполнителем.

Необходимо заранее обговорить ключевые моменты, чтобы в дальнейшем не возникало неприятных споров и недопониманий.

Должна быть оговорена ответственность за невыполнение или некорректное выполнение пунктов и сроков ТЗ с обеих сторон.

Но самое главное (на мой взгляд), для чего создается ТЗ, так это для ускорения процесса разработки сайта.

Давайте проанализируем такой пример:

Предположим, что Вам на сайте, где-нибудь с боку нужен календарь. На первый взгляд, казалось мелочь. Но чем подробнее вы опишите функционал этого календаря, тем быстрее получите результат.

Тут немного поясню. Ведь календарь календарю рознь. Есть календарь, который просто показывает числа по дням недели текущего месяца.

Есть календарь с возможностью перелистывать месяцы. А есть календарь с возможностью перелистывать месяцы и года.

тех задание на создание сайта

Предположим, вам нужен последний вариант календаря (с возможностью перелистывать месяцы и годы) плюс еще и с подсветкой текущей даты.

Вы в ТЗ указали: «в боковой панели нужен календарь». Заказчик вам делает первый вариант календаря (просто показывает числа по дням недели текущего месяца).

Итак, что мы имеем. Заказчик пункт ТЗ выполнил, а вы хотели совсем другой календарь. Вроде все в соответствии с ТЗ, никто не виноват, до конфликта не дошло, но самое главное потеряны время и деньги.

Это пример всего-то самого банального календаря.

А если придется переделывать что-то серьезнее, на переработку чего времени требуется не полдня, как в случае с календарем? И у вас сайта нет, и заказчик возится с вами, хотя мог бы завершить ваш проект и начать новый.

Кстати, очень часто так и бывает! Оно вам надо? Нет!

Поэтому, чем подробнее вы опишите функционал каждого модуля сайта, тем быстрее получите результат. В этом должны быть заинтересованы обе стороны.

Из каких пунктов обычно состоит ТЗ?

Давайте представим, что вы владелец некоторой компании или фирмы. Ваша компания занимается выпуском какой-либо продукции, и ее реализацией.

У Вас есть покупатели. Вы сотрудничаете с продавцами (магазинами и интернет магазинами), сервисными центрами, потребителями продукции. Или же Вы делаете сайт для такой компании и Вам нужно написать ТЗ.

Независимо от того в какой роли Вы выступаете, первое, чем нужно заняться – это изучить структуру организации, то чем она занимается, номенклатуру, характеристики и вообще все, что связно с продукцией и с компанией.

От того, насколько глубоко заказчик вникнет в суть происходящего на предприятии, зависит и то, что будет происходить на сайте.

Поэтому тут задача обоюдная: заказчик должен как можно подробнее рассказать о предприятии, а исполнитель хорошенько вникнуть в суть происходящего.

Даже если вы сами пишете техническое задание для фирмы, которая будет делать сайт, неплохо это все прикинуть на листе бумаги.

Поехали по пунктам...

Описание сайта

Здесь можно в пару предложений написать о предприятии, чем занимается. Сделать что – то типа вступления.

Далее здесь указываем:

• для кого – целевую аудиторию сайта:

• потенциальные покупатели

• продавцы продукции (магазины, интернет-магазины)

• сервисные центры

• партнеры (фирмы)

• потребители продукции (например, тот, кто уже купил товар)

 

Для чего необходимо иметь сайт
(мы уже рассматривали этот вопрос: зачем нужен сайт):

• Для повышения имиджа компании (без этого сейчас нельзя!)

• Для увеличения продаж товаров и услуг

• Для удобства потенциальных клиентов

Тип сайта:

• Корпоративный сайт

• Сайт – визитка (несколько страниц)

• Интернет магазин (вариант посложнее)

Языковые версии:

• Английский

• Русский

В общем, сайт должен решать какие-то определенные задачи. Соответственно далее двигаемся по целям и задачам сайта.



Цели и задачи сайта

В этом разделе ТЗ мы проходимся по всей целевой аудитории и описываем круг задач, которые должен для них решать сайт.

Потенциальные покупатели продукции.

Цель: привлечь больше покупателей и убедить сделать первую покупку, помочь сделать выбор.

Необходимо решить задачи:

• Дать качественную, исчерпывающую информацию о продукции, дополнительных услугах, гарантии, сервисе, методах выбора.
• Дать информацию о салонах-магазинах
• Дать информацию о розничной торговой сети
• Дать возможность задать вопрос посредством организации Online-консультирования потенциальных покупателей специалистами предприятия по вопросам выбора, покупки продукции.

Таким образом, проходимся по всей целевой аудитории будущего сайта.

Если следовать нашему сайту, то описываем цели и задачи для продавцов продукции (магазины, интернет-магазины), сервисных центров, партнерам (фирмы), потребителям продукции.

То есть то, что должен выполнять сайт конкретно для каждого из них.

Теперь перечисляем модули сайта.

 

Функционал сайта

Для того чтобы перечислить функционал сайта, нужно решить что ему необходимо:

• Нужны ли новости на сайте

• Нужна ли форма обратной связи

• Нужен ли рекламный блок

• Нужен ли скрипт рассылки

• Нужна ли регистрация

• Нужен ли закрытый раздел сайта (только для зарегистрированных пользователей)

И т.д. и т.п.

После того, как все это описали, мы подбираемся к самому главному и интересному. Конечно, вся проделанная выше работа очень важна, но теперь становиться еще интереснее и «жарче».

 

Описание функционала сайта

На данный момент мы знаем для кого сайт, какие цели и задачи он должен выполнять, его дополнительные функциональные возможности.

Настало то время, когда нужно всю собранную информацию привести в систему и красиво уложить в сайт. Чтобы облегчить задачу и не изобретать велосипед, можно посмотреть сайты схожей тематики.

Так сказать, проанализировать сайты конкурентов :)

Что-то перенять у них, посмотреть и опробовать их функционал и то, что показалось неудобным, попытаться улучшить на своем сайте.

В принципе, посмотреть сайты схожей тематики можно (а если нет опыта, то даже и нужно) в самом начале составления ТЗ.

Предлагаю начать с пунктов меню. В нем нужно отобразить основные страницы сайта и позаботиться о том, чтобы каждый из посетителей быстро нашел информацию для себя.

А посетители – это наша целевая аудитория. Меню будет включать много пунктов, поэтому будет в виде выпадающего списка.

Для начала нужно рассказать о компании. Здесь могут быть страницы о компании, история компании, обратная связь (контакты), отзывы благодарных клиентов.

Далее может идти вкладка «новости». Подпункты могут быть «события», «акции», «новое на сайте».

Естественно должен быть пункт меню «продукция», с подпунктами «каталог продукции», «релизы», «отзывы о продукции».

В общем как расписывать надеюсь понятно. Представлю конечный вариант возможного меню для нашего сайта:

• о компании

• история компании

• контакты

• отзывы

• новости

• события

• акции

• новое на сайте

• продукция

• каталог продукции

• релизы

• отзывы о продукции

• сервис

• служба сервиса

• послепродажное гарантийное обслуживание

• потребителю

• покупка и доставка

• пользование

• о сервисе

Дополнительно магазинам и интернет магазинам

• фотографии продукции
• Часто задаваемые вопросы

Сервисным центрам

• Как стать сервисным центром

• Приглашение к сотрудничеству

• Часто задаваемые вопросы

• Партнерам

С меню вроде разобрались. Теперь нужно расписать, что будет на каждой странице

и как это все в целом работает. Плюс предоставить приблизительный макет сайта. Его можно нарисовать на листке бумаги карандашом, отсканировать и прикрепить к вашему ТЗ.

Единственное, что скажу – не ограничивайте фантазию дизайнера, набросайте в самом общем виде. Или дайте адрес сайта, макет которого вам понравился.

ТЗ на сайт - тех задание на разработку сайта

Эта часть меняется в зависимости от того, как вы хотите видеть вашу страницу.

Может вверху не нужно столько баннеров, возможно вверху нужно указать контакты (подробный адрес, телефон, факс), может в виде иконок «карта сайта», «главная», «контакты».

Может, новости Вам слева не нужны, а «акции и релизы» показывать слева.

Главное теперь описать логику работы.

Логика работы

Я описывать буду исходя из рисунка выше.

Верхняя часть сайта остается неизменной на каждой странице сайта. Новостная лента видна только на главной странице.

На второстепенных страницах слева показываем подпункты меню того пункта, в котором в данный момент находимся (например если мы на странице «служба сервиса», то показываем ссылки на «гарантийное обслуживание», «послегарантийное обслуживание»).

Соответственно и переходы по этим ссылкам ведут на соответствующие страницы. Здесь же, под подпунктами слева отображаем данные для связи с он-лайн консультантами (Skype, ICQ).

Блок акции и релизы остаются на каждой странице. Подвал сайта отображается один и тот же на каждой странице.

Примерно так описывается общая логика работы.

Теперь подробно описываем каждый блок. Например «Новостная лента».

«Новостная лента» из 10-ти последних новостей. Каждая новость должна состоять из заголовка новости, даты публикации, краткого начала новости (4-5 строк) и ссылки «читать полностью».

При нажатии на ссылку «читать полностью» попадаем на страницу новостей. Новость, на которую попали, отображается на месте основного содержимого. Включает также заголовок новости, дату публикации.

Слева так же отображается новостная лента. Новости за прошлые месяцы и года попадают в архив.

То есть под новостями за текущий месяц отображаем «архив за (такой-то месяц или год)». При нажатии на ссылку «архив за (такой-то месяц или год)» вниз выпадает список новостей за соответствующий месяц/год.

Примерно так описываем работу каждого блока. Не забываем про случай с календарем. И самое главное нужно расписать работу каталога товара.

Здесь я даю вам задание: попробуйте продумать и описать, как будет работать каталог. Свои варианты присылайте на e-mail. Лучший мы опубликуем.

Что еще должно быть? Неплохо было бы указать совместимость.

Совместимость

В этом пункте указываем, на каких операционных системах и в каких браузерах сайт должен одинаково хорошо смотреться.

На какой версии, какого языка должен быть написан. Какая CMS используется. Это стоит указать, если Вы действительно понимаете, о чем говорите.

Если не владеете этими вопросами, то просто укажите браузеры, в которых сайт должен правильно отображаться. В остальном рассчитывайте на совесть исполнителя.

Заключение

В данной статье я не стремился показать, что именно так составляется ТЗ и никак иначе. Делайте так и проблем не будет.

Составить качественное Техническое Задание – это скорее вопрос опыта. На первых парах составить грамотное ТЗ получиться далеко не у всех.

В этой статье я хотел показать принципы, по которым строится техническое задание, основные моменты на которые стоит обратить внимание. Надеюсь, мне это удалось :)

И теперь, вы сможете без труда правильно составлять техническое задание на создание и разработку сайта и т.п.

Автор: Бернацкий Андрей, соавтор видеокурса "Киберсант-вебмастер" самого полного курса по сайтостроению в рунете, посмотрев который ... вам не придется давать технические задания на создание сайта, так как сайты любой сложности вы сможете делать сами!

Поделитесь с друзьями или поставьте закладку на эту страницу,
если планируете зайти на нее позже ... (Техническое задание
на разработку сайта | ТЗ создание сайта | ТЗ на сайт
)


blog comments powered by Disqus


Что еще интересного о сайтостроении:

1. Зачем человеку или фирме нужен свой сайт?

2. Минусы и Плюсы при заказе сайта - изготовление сайтов

3. Как сделать свой сайт - этапы создания сайта

4. Как создаются веб-страницы

5. Кто такой веб-мастер

6. Что такое CMS? Зачем нужны движки сайтов?

7. Какую CMS выбрать - коммерческую или бесплатную?

8. Бесплатный движок сайта CMS - Joomla!

9. Правильный выбор цветовой гаммы для сайта

10. Психологическое воздействие цветов

11. Какой текст удобнее читать на мониторе

12. Построение цветовой гаммы - модели цветоделения

13. Советы по подбору цветовой гаммы для сайта

14. Почему Вашему бизнесу необходимо иметь сайт

15. Сайт должен быть красивым и удобным - это залог успеха!

16. Сайтостроительство - создание и разработка сайтов

17. Создание уникального и неповторимого сайта

18. Зачем делать личный официальный сайт

19. Получить востребованную интересную профессию -
oбучение созданию сайтов - с этой работы Вас никто не уволит!

20. Как правильно составить
техническое задание на разработку и создание сайта

21. Создать свой сайт мало ... надо сделать его посещаемым

22. Обучение в видеоформате - создание сайтов и заработок на них

23. Magento - лучший движок CMS для сайта интернет-магазина бесплатно

24. Cоздание сайтов с платным доступом | система платного доступа сайта








blog comments powered by Disqus